История

Основание современного Кирова связывают с построением на Вятке, в устье реки Хлыновица (современная Хлыновка), кремля Хлынов. По названию кремля весь город стал называться Хлыновым, хотя наряду с этим названием продолжало употребляться и название Вятка. В конце 14 в. Хлынов находился во владении суздальско-нижегородских, а в начале 15 в. — галицких князей. С 1457 город известен как местный центр ремесел и торговли. К Московскому государству присоединен в 1489. С 1708 находился в составе Симбирской губернии, с 1727 вошел в Казанскую губернию. В 1796 Хлынов окончательно переименовался в Вятку и стал центром Вятского наместничества. Дореволюционная Вятка была городом мануфактурного производства, большинство предприятий было связано с переработкой сельскохозяйственного сырья. Долгое время Вятка была известна в качестве города политической ссылки, здесь жили А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, архитектор А. Л. Витберг.

Герцен.

   Герцен Александр Иванович (1812-1870), российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-1864. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852-1868).

 

Салтыков-Щедрин.

   Салтыков-Щедрин (Салтыков) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) [15 (27) января 1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский р-н Тверской обл. — 28 апреля (10 мая) 1889, Санкт-Петербург], русский писатель-сатирик, публицист.
Был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника Е. В. Салтыкова, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, разобщенность, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых («Господа Головлевы», 1875-80) и Затрапезных («Пошехонская старина», 1887-89). В 1836 был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (в то время назывался благородным университетским пансионом), а в 1838 как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей. Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения сблизился с выпускником лицея М. В. Буташевичем-Петрашевским, оказавшим серьезное влияние на мировоззрение будущего писателя. С увлечением изучал философские труды французских социалистов-утопистов Шарля Фурье и Сен-Симона, знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского.
  В 1844 был определен на службу в канцелярию военного министерства, бюрократическая служба его тяготила — Салтыков мечтал заниматься только литературой. В 1847 начал работу над первой повестью «Противоречия», «повестью из повседневной жизни» — как сам определил ее автор, опубликованную в журнале «Отечественные записки ». В повести явственно слышен отзвук идей петрашевцев, а в противоречивом и сложном образе главного героя Нагибина угадываются черты друзей и единомышленников самого писателя. Вторая повесть «Запутанное дело» (1848) продолжала и по-своему развивала традиции, с одной стороны, Гоголя и Достоевского, с другой, — представителей натуральной школы. Рельефно выписанная история своеобразного «маленького человека», обитателя Петербургских низов, имела неожиданный резонанс: выход «Дела» совпал с ужесточением цензурных ограничений после Великой французской революции и организацией секретного комитета под председательством князя Меншикова, в результате повесть была запрещена, а ее автор выслан в Вятку и назначен на должность писца в Губернском правлении.
  Блестящего выпускника Царскосельского лицея ожидали годы отчаяния, рутинной бумажной работы, мучительной неизвестности относительно своего будущего (в это время начались аресты членов кружка петрашевцев) и внутреннего одиночества. В 1850 круг обязанностей писателя неожиданно меняется, Салтыков становится членом комиссии по подготовке вятской выставки плодов крестьянского труда. Новое занятие дало возможность глубже познакомиться с бытом народа, проникнуть в специфические особенности экономического развития русской провинции. В 1855 получил долгожданное разрешение на возвращение в столицу. Еще во время вятской ссылки произошло важное событие — знакомство с Лизой Болтиной, ставшей женой Салтыкова в 1856, несмотря на активное недовольство родителей писателя.
  Семилетние наблюдения за неэффективной, а порой преступной работой чиновничьего аппарата, отсталостью и косностью законов, регулирующих экономическую жизнь деревни, скучным и невежественным существованием обывателей нашли отражение в «Губернских очерках» (1856-1857), опубликованных в журнале «Русский вестник » под псевдонимом Щедрин. Время написания очерков было пропитано духом свободы и либерализма: эпоха реформ Александра II вернула независимость и насыщенность литературной жизни, возродила интерес к сатире, оживила надежду интеллигенции на возможность коренных преобразований в устройстве общества и духовном мире человека. В «Губернских очерках» на первый план выходит талант Салтыкова-обличителя, страстного борца со всем отсталым, нечистым, ограниченным, порочным. В 1958-62 свет увидели два сборника: «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», в которых впервые появился город Глупов, собирательный образ современной российской действительности.
  В феврале 1862 решает выйти в отставку и всецело посвятить себя писательскому и издательскому делу, принимает активнейшее участие в издании «Современника ». Однако в 1866 возвращается на службу на этот раз в должности управляющего пензенской Казенной палатой, где продолжает активно работать над «глуповскими» памфлетами, пополняя коллекцию уродливых образов за счет наблюдений за нравом своих начальников и подчиненных. В 1868 оставляет должность и переходит в журнал «Отечественные записки», а после смерти Некрасова, бывшего главным редактором, становится во главе журнала.
  В конце 1860-х гг. начинает работу над «Историей одного города» (1970), при этом портрет Глупова, запечатленный в сатирических памфлетах, существенно меняется, обрастая новыми чертами. Раньше корень всех российских бед виделся в дворянских инертности и произволе, теперь к этому прибавились крестьяне с их тупой покорностью и готовностью терпеть этот произвол. Размышляя о причинах такого положения, Салтыков обращается к истории, так формируется основной замысел книги. Талант сатирика и безграничная фантазия породили причудливый гротескно-фантастический мир «Истории», мир страшный и обреченный, населенный монстрами, причем уродливы и градоначальники, и сам народ. Главной задачей, стоявшей перед писателем, было не создание собственно пародии на официальную историографию, несмотря на то что в образах градоначальников отражены характерные черты их прототипов, и каждый глуповский правитель соответствует реальному историческому деятелю, здесь Салтыков поднимается до уровня обобщения, предлагая собирательный образ российского общества с его вневременными пороками (в этом плане нарисованный писателем образ России оказался во многом пророческим). Параллельно работает над публицистическими статьями, в 1870 выпускает сборники рассказав «Признаки времени» и «Письма из провинции», «Помпадуры и Помпадурши» (1873), «Господа Ташкентцы» (1873), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), ставшие заметным явлением не только в литературе, но и социально-политической жизни.
  В 1878 свет увидел самый серьезный и значительный роман «Господа Головлевы». История семьи Головлевых — это подавляющая своей трагичностью и глубиной история разложения и смерти дворянского семейства, мучительной агонии рода. Писателя интересует процесс распада человеческой личности, одержимой страстью: страстью стяжательства, страстью к алкоголю, словесным запоям. Наряду с социальной проблематикой Салтыков-Щедрин поднимает ряд онтологических вопросов, напрямую касающихся основ духовной жизни человека, как непременного условия жизни физической.
Сказки Салтыкова-Щедрина (впервые появились в 1869, но основная их часть была написана в период 1883-86) органично вписываются в сатирическое русло писателя. Этот жанр оказался очень близок художественным методам Салтыкова-Щедрина, таким как гиперболизация образов, гротескное смешение деталей, включение элементов фантастики и фантасмагории, иносказание. При этом активно использует жанр классической народной сказки о животных: за каждым животным у Салтыкова-Щедрина закреплен традиционный набор пороков и отрицательных качеств, дополненный узнаваемыми социальными характеристиками.
  Роман «Пошехонская старина» (1886) во многом повторяет основные идеи «Господ Головлевых». Однако в композиционном отношении роман намного более сложный и многоплановый: хроника, жизнеописание героев (значительная часть которых представляет собой автобиографию) и эпическая историко-бытовая панорама крепостничества предопределяют три основных уровня построения романа. Кроме того, писатель почти полностью отказывается от сатиры, роман мыслится как исторический документ ушедшей ужасной эпохи рабства и бесправия. Ушла ли эта эпоха? Превратились ли мрачные годы в настоящую «старину»? На эти принципиальные для всего творчества писателя Салтыков-Щедрин дает отрицательный ответ.

Витберг.

Витберг Александр Лаврентьевич

   ВИТБЕРГ Александр Лаврентьевич [15 (26) января 1787, Петербург — 12 (24) января 1855, там же], русский архитектор.
Происходил из семьи, перебравшегося в Россию шведского бюргера. Учился в горном корпусе в Петербурге (1795), при лютеранской церкви св. Анны в Анненшуле в Петербурге (1798). Окончил петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи (1802-1809). Некоторые картины Витберга периода его обучения были награждены золотыми медалями: «Три отрока» (1807), «Русская правда» (1808), «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1809). Из других картин известность получили «Изведение апостола Павла из темницы» (ныне в галерее Прянишникова) и «Снятие с креста». В дальнейшем увлекся архитектурой, которую стал самостоятельно изучать. В 1815 участвовал в конкурсе проектов храма Христа Спасителя в честь победы в Отечественной войне 1812. Из двадцати предложенных проектов Александр I выбрал проект Витберга. Это был грандиозный проект памятника-ансамбля в формах ампира, наделенный мистической символикой. Тогда же Витберг принял православие с именем Александр (до крещения — Карл Магнус), в честь царствующего императора.
  Закладка храма произошла в 1817 на Воробьевых горах, но он так и не был построен. После смерти Александра I, который покровительствовал архитектору, была проведена ревизия, и Витберг был несправедливо обвинен в злоупотреблениях казенными деньгами. Проект признали расточительным и неосуществимым, строительство было прекращено. Сам Витберг был сослан в Вятку (1835-1839), где он сблизился с А. И. Герценом, который, в свою очередь, много писал о нем в «Былом и думах». Автобиографический материал периода ссылки — «Записки Витберга» были опубликованы в 1872 в журнале «Русская старина », они были записаны Герценом со слов Витберга, отредактированы Т. П. Пассек. В 1840 поселился в Петербурге, жил в бедности и занимался проектированием монументов и надгробных плит. В 1854 во время пожара дома погибли почти все его рисунки и чертежи.
  По проекту Витберга построен псевдоготический Александро-Невский собор в Вятке (1839-1864, разрушен в 1930-е гг.). В основу его композиции была положена схема одного из вариантов храма Христа Спасителя — пятикупольная ротонда с четырьмя расположенными по сторонам света башнями-колокольнями.
  Известны некоторые постройки Витберга в Москве: домовая церковь бывшего Александровского сиротского института на улице Знаменка (1833, ныне — административное здание), дом поэта И. И. Дмитриева на Спиридоновке, (1814, ныне на его месте особняк З. Г. Морозовой (архитектор Ф. О. Шехтель), придел в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме (1818), дом Постникова у Донского монастыря (сохранился) и др.

Киров.

Киров Сергей Миронович    КИРОВ (наст. фам. Костриков) Сергей Миронович (1886-1934), советский политический деятель. С 1921 1-й секретарь ЦК КП Азербайджана. С 1926 1-й секретарь Ленинградского губкома (обкома) и горкома партии и Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б); одновременно в 1934 секретарь ЦК ВКП(б). Член ЦК партии с 1923 (кандидат с 1921). Член Политбюро ЦК с 1930 (кандидат с 1926). Убит террористом.
промышленная площадка
ires-group.ru
софиты для натяжного потолка
soffitto.info